С чего всё начиналось
В Японии существует сеть салонов красоты "Кики" с головным офисом компании в Хиросиме, которой владеет Оно-сан. "Кики" занимает примерно шесть-семь маленьких этажей, где находятся сам офис и руководство, рекламный отдел, салон красоты, комната со стилистами и костюмерной, один этаж отдан под декорацию "скромный католический храм", и один этаж занимает фотостудия "Кики-веддинг", где главенствует Икегами-сан. Услуги фотостудии средние по ценовой категории и качеству, весь персонал работает за зарплату, а вся прибыль потом распределяется на расходы по содержанию компании. Поэтому, чем больше дорогих съемок, тем больше прибыль всей компании.
Оно-сан и Икегами-сан лелеяли мечту о том, как сделают очень дорогую фотостудию, где будут сниматься вип-клиенты. Но найти исполнителя в Хиросиме, который бы не провалил эту идею, они не смогли. И тогда русская девушка Надя-сан, работавшая у Икегами-сан ассистентом, предложила пригласить иностранных фотографов. Надя написала об этом на форуме профессиональных фотографов, есть ли желающие навсегда переехать в Японию для работы. Я конечно же откликнулась на это предложение, потому что давно была увлечена японской культурой, и такой удивительный шанс, окунуться в нее целиком, редко встречается. Было много достойных кандидатов, но боссы выбрали меня и мои работы. И вот 26 ноября 2013 года я на месяц отправилась в Хиросиму на собеседование.
Наступило 17 декабря 2013 года, к тому времени я уже три недели жила в Хиросиме и почти каждый день снимала и обрабатывала фотографии со своим боссом Икегами-сан. Так как я была в состоянии собеседуемого специалиста, то за съемку денег не получала, компания оплачивала мой перелет, проживание и иногда питание. Надя-сан часто выступала переводчиком между мною и Икегами-сан, потому что я не знала японского, английский у меня ниже среднего уровня, а мой босс вообще на нем не говорил. С Надей мы очень сильно подружились и до сих пор поддерживаем отношения. Надя - начинающий фотограф, весьма неплохой и перспективный, на мой взгляд. В «Кики» она работала два года ассистентом, но Икегами-сан почти не давал ей снимать. В случае успеха ее идеи - пригласить зарубежного фотографа, она надеялась и на свое профессиональное развитие. В случае неуспеха Надю ожидал большой «бадабум», но ей терять нечего, потому что зарплата очень маленькая даже по меркам России, да и та вычитается из социального пособия.
После трех недель босс был доволен работой Наташи-сан и захотел вознаградить ее фотосессией в настоящем кимоно. А Надя решила наконец-то взять в руки фотоаппарат. Я же отложила камеру, за три недели невероятно от нее устала, и наверно это было моей ошибкой, весь бекграунд снимала телефоном. Поэтому прошу прощения за качество некоторых картинок.
Утро
В 12 выхожу из отеля, иду к торговым центрам, Наде нужно сделать денежный перевод девушке из России, которая фотошопит для студии снимки (сам босс не умеет ретушировать).
Надя хвалит мою шляпу, купленную в секонд-хенде, впрочем, юбка и пуловер приобретены там же. Икегами-сан ждет нас где-то поблизости в машине, имитируя кратковременную остановку, потому что в Японии нельзя парковаться на дороге.
Выбор кимоно и сборы
Нельзя просто так взять и выбрать, а уж тем более надеть кимоно. Иначе вы рискуете быть как персонаж Аверченко, у которого боярыня Лидия носила на "высокой волнующейся груди кокошник" и снимала с "полной ноги сарафан". Виды кимоно и аксессуаров делятся по времени года, предназначению, статусу, полу. Японцы будут смеяться в ладошки, увидев вас в кимоно с кленовыми мотивами, летним поясом-оби и длинными заколками в форме цветов сакуры в волосах, особенно, если вам 45, у кимоно длинные рукава, и пояс завязан бантиком, а на улице январь-месяц.
Кимоно, как правило, шьется из цельного куска шелковой ткани длиной 11 метров, и не имеет размеров. Длина регулируется поясками, в районе талии кимоно просто подгибается, чтобы низ одежды сравнялся со щиколотками. В Японии 24 сезона, разделенные по периодам цветения растений. Особенно элегантным считается, когда узор на одежде предваряет сезон цветения.
Например, январь и февраль - это сосна, слива, бамбук; март и апрель - сакура, бабочки; май и июнь - ирис, ива, птицы; июль и август - ракушки, волны; сентябрь и октябрь - трава, клен, хризантема; ноябрь и декабрь - бамбук в снегу, сосновые иглы. Сейчас такое детальное разделение могут позволить себе немногие, в основном, гейши, которые тщательно соблюдают образ и традиции. Орнаменты используются и по своему символьному предназначению, так сакура - это молодость и красота, пион - богатство и женственность, хризантема - долголетие и счастье, аист - символ красоты, ирис - мужская сила, лотос - чистота и невинность. Так же при выборе кимоно надо обратить внимание на статусность женщины, у замужней женщины в возрасте кимоно сдержанных цветов, может быть черным с рисунком ниже талии, рукава короткие, на голове гребень. Молодая незамужняя может позволить носить кимоно ярких расцветок с длинными метровыми рукавами-фурисоде, и оби, завязанный кокетливым бантом, а на голове сидарэ-кандзаси - украшения со свисающими цветами.
Я незамужняя дама весьма средних лет (на тот момент мне 37), но будем считать, что еще молодая, поэтому мне было выбрано кимоно яркой расцветки с внесезонными мотивами сакуры, сосны, бамбука, пионов, с красной подкладкой, рукава в моем статусе можно позволить длинные. Называется оно фурисоде-кимоно и его можно носить на торжества.
Помогать облачаться мне будет стилист студии "Кики-веддинг" Татеищи-тенчо. Чтобы кимоно сидело красиво и было уместным, существуют специальные многомесячные школы по надеванию традиционной одежды. Невесту обычно одевают два человека, потому что много приходится работать с утягиванием, выравниванием, и во время обряда присутствует стилист, который каждый раз, когда невеста встает и садится, поправляет ее кимоно (о традиционном венчании я расскажу в следующий раз).
Затем заставляют снять бюстгальтер и надевают нижнюю хлопковую рубашку хада-джюбан, которая регулируется завязками сзади.
Воротник нага-джюбана и верхнего кимоно на спине имеет изогнутую жесткую форму, для этого вставляется специальный уплотнитель эри-шин, при надевании двух кимоно воротники закрепляют специальной временной прищепкой, чтобы не смещались. Прочитала еще такое определение у Овчинникова, что "у японской женщины "декольте" не спереди, а сзади". Самое сексуальное место, по мнению японцев, это где спина смыкается с шеей, и лопоухость.
У гейши, например, для большей сексуальности ворот кимоно сзади спущен ниже обычного. А от начала роста волос на шее гейши оставляют незакрашенный белилами участок эри-аси в виде язычков, придающий особую чувственность. Так же воротнички у гейши говорят об их статусе, у майко-дебютанток они красные, со временем их расшивают белыми и золотыми нитями. А когда ученица становится гейшей, проводится церемония эри-каэ, надевается чисто белый воротничок. Заранее уточню, что современная гейша - это актриса, развлекающая своих клиентов танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой, она не оказывает секс-услуги.
Полы нага-джюбана фиксируются специальным эластичным поясом с прищепкой коши-химо.
А после Татеищи-тенчо регулирует длину моего кимоно, оно должно быть на уровне щиколоток. Поэтому кимоно подгибается в районе талии и фиксируется новым белым широким поясом датэ-джимэ.
Выбираем пояс
14.20. Прошел почти час с момента, как я выбрала кимоно. Я почти полностью готова.
К сожалению, надевание оби никто не сфотографировал, поэтому просто опишу словами.
Пояс оби еще одна статья расходов для того, чтобы выглядеть красивой японкой. Его стоимость может быть от тысячи долларов и выше, и часто дороже самого кимоно. Оби является хранителем души, а узел – символом верной любви. Члены одного клана завязывали пояс одинаковыми узлами, как у шотландцев о фамильности говорила клетка, у других народов - герб. Ночью путник мог окружить себя веревкой с фамильными узлами и знать, что боги его охраняют, а влюбленные часто делали пояса вручную и дарили друг другу.
Оби в нынешнее время завязывается выше талии. Самые дорогие пояса мару оби шириной 70 см., они изготавливаются из парчи, сотканной вручную, и являются традиционными для невест. Скорее всего, на мне фукуро оби, который чуть дешевле и менее формальный, чем мару-оби, и он так же изготовлен из парчи. Фукуро оби примерно 30-40 см. в ширину и почти 4 метра в длину. Сзади пояс завязан на бант, он будет виден на других фотографиях, и я про него расскажу позже.
Под бант сзади для поддержания формы подкладывается подушечка оби-макура, сверху она придерживается длинным шарфиком оби-агэ, у меня он красного цвета. Концы его прячутся на груди за оби. Снизу мне подвязали еще красной тканью другой фактуры (здесь этого не видно). Чтобы оби держал форму спереди и не сминался, под него подкладывают дощечки оби-ита, обтянутые тканью, в моем случае это был плотный картон.
И окончательно оби крепится оби-джимэ, шнурком из шелковых нитей, который может быть в сечении круглым, плоским или квадратным. На мне он красный и круглый. Узел шнурка может украшаться декоративными пряжками оби-домэ, но у меня этого нет. Расположение концов шнурка может говорить о сегодняшнем настроении женщины.
Кимоно, судя по всему, мне немного маловато и предназначено для более хрупкой девушки. Поэтому оно периодически расходится, а сидеть так, как я села, вообще нельзя. Показывать голые колени, как и декольтированную грудь - это бесстыдство, и короткие юбки носят только школьницы. Хентай и прочее - лишь эротические фантазии, на деле все обстоит гораздо строже. Однажды босс увидев в моем портфолио невесту в мини-платье, то ли от скрытого счастья, то ли от негодования задохнулся, разглядывая бедра и колени невесты и приговаривая "сексшуру, сексшуру!" ("sexually!" букву "L" японцы не выговаривают).
Причёска
В прическу уже воткнули кандзаси - украшения для волос. У японских женщин не было традиции носить ожерелья, серьги, кольца, поэтому кандзаси являлись демонстрацией вкуса и богатства. Дорогие кандзаси делаются из дерева, лака, серебра и черепахового панциря. Они тоже бывают сезонными и статусными, а еще классифицируются по месту расположению в прическе и форме! В прошлом, одна из шпилек была заточена, и женщины могли ею обороняться в случае нападения. Длинные сидарэ кандзаси с шелковыми цветами носят незамужние девушки, женщины старше обходятся дорогими гребнями. На моей голове четыре кандзаси, и я не знаю, правильные ли они. Если бы я была гейшей, то в декабре украсила бы волосы кандзаси с сосновыми иглами, листьями бамбука, белыми шариками, символизирующими новогоднее угощение из толченого риса, и маленькими табличками для автографов, потому что в декабре гейши заходят в театральные гримерки и просят любимых актеров расписаться. Надо привить эту традицию для европейских хипстеров и театралов, правда, им придется носить в прическах маленькие "Молескины".
Фотосессия в Шуккейне
Я приехала в пору момиджи, по-нашему это "золотая осень", по-японски - это когда краснеют клены. С ноября по март температура примерно +10. На мне всего лишь нательная рубаха, два кимоно, у меня голые ноги, но, как ни странно, не холодно. Я была как в коконе, пришлось передвигаться маленькими женственными шажками, ну и помним, что колени показывать нельзя. Быть в Японии косолапой женщиной - значить быть красивой. Я точно не эталон японской красоты.
(Здесь и далее снимки Таичироу Икегами и Надежды Яруллины, моя конвертация файлов в лайтруме, все снимки без ретуши.)
Рассмотрим ещё подробнее мой наряд.
На ногах у меня легкие сандалии дзори, которые носят, как мужчины, так и женщины. Честно скажу, мне было очень неудобно в них ходить. Иногда с кимоно носят гэта - деревянные высокие сандалии. В фильме "Хатико" режиссера Сэйдзиро Кояма есть момент, который показался мне очень смешным, несмотря на трагичность истории. Действие происходит в 20-х годах XX века, в Японию совсем недавно пришла европейская мода. И вот профессор Хидэсабуро Уэно в летнем белом наряде а-ля персонаж из романа Джерома "Трое в лодке, не считая собаки", в подтяжках и соломенной шляпе-канотье выходит гулять с собакой, громыхая по мостовой деревянными гэта, надетыми на босу ногу.
За поясом оби у меня складной веер. Рядом с веером белый чехол с красной висящей кистью - это дань прошлому, раньше женщины носили маленький кинжал кайкэн, подаренный мужем на свадьбу и предназначавшийся для самообороны, защиты чести и достоинства. Жёны самураев с помощью кинжала совершали обряд самоубийства дзигай, они наносили удары кайкэном в сердце или рассекали сонную артерию на шее.
За воротом кимоно находится небольшая сумочка для мелочей хакосэко, ведь в самом кимоно карманов не бывает, по цвету она тоже должна сочетаться со всем ансамблем. В хакосэко раньше носили бумагу каиши для внезапно пришедших в голову стихов, затем бумага была салфетками для бытовых целей, сейчас каиши применяют для чайной церемонии в качестве "подставки" для сладостей. В нынешнее время сумочку хакосэко дарят девочкам в особые дни рождения (3, 7, 13 и 21 год) и также используют в свадебном костюме. В руках традиционный бумажный зонт, опять-таки не чуждый и воинственным самураям.
Мой веер самый дешевый, часть костюма и не более того. Но раньше на веерах в Японии писались любовные стихи, у самураев он служил настоящим оружием, и до сих пор существует вид боевого искусства на стальных веерах тэссен-дзюцу, полководцы веером отдавали приказы и защищались от стрел, актеры театра Кабуки обозначали ими персонажей, а гейши показывали красивый танец с бумажными веерами сенсу.
Следующий кадр - "мой". Мы с Икегами-сан много работали в Шуккейне, и я, чтобы не повторяться, снимала с других точек. Однажды я сфотографировала жениха, сидящего со спины и смотрящего на пруд, мне показалось это симпатичным и настроенческим кадром. После меня спросили, зачем я это сделала, ведь снимок не купят! Клиенту не нужна философия, ему нужно лицо в кадре. Но мои руки были развязаны, я ведь не работала за гонорар, поэтому все фотографии просто подарила паре. А Надя-сан не побоялась "клиента" и повторила этот кадр для меня.
Здесь же на мгновение вернемся к моему костюму и рассмотрим бант. Существует множество способов завязывания бантов, но некоторые, например в форме вьюнка, подходят только для маленьких девочек, молодые девушки для неформальных встреч могут сделать бант в виде розы, узел в виде воробья с крыльями в сочетании с длинными рукавами фурисоде говорит о том, что к этой незамужней женщине можно посвататься. Есть узел с длинными свисающими концами, которые носят только гейши и актеры театра Кабуки, узел для мужских кимоно. Замужние и зрелые женщины предпочитают элегантный узел тайко, придуманный в XIX веке гейшами в честь открытия моста Тайкобаши. Спереди бант носят исключительно представители древнейших профессий, чтобы быстрее раздеться перед клиентом. Оби, несмотря на всю его сложность, можно завязать самостоятельно перед зеркалом, а потом повернуть пояс назад. Каждая уважающая себя японка должна уметь это делать, ибо в древней поговорке говорится: "Женщина, не умеющая завязать оби, ничего не умеет". Такой формы бант Надя видит впервые, я не знаю, красив он или сделан по-быстрому для фотосессии, будем надеяться, что Татеищи-тенчо все сделала любя.
Учитывая, что я большеформенная, не косолапая, не лопоухая, с луноликим лицом, высоким лбом и широкоулыбающаяся настоящая русская женщина, я поинтересовалась у Татеищи-тенчо, а симпатичная ли я по меркам японцев? Сказали, что вроде ничего. :)
Смена образа
Стилист всегда ездит на съемки, он помогает переодеваться и менять прически, следит за тем, как сидит одежда на клиенте, часто выполняет функцию ассистента фотографа и держит лайт-диск.
На голову закрепляют фиксирующую ленту, Надя придерживает ее пальцем, и надевают парик.
Парик кацура очень тяжелый, в основе его регулируемый железный каркас, в местах, где у меня заканчиваются передние пышные части "бин", он отгибается на особых приспособлениях, как дверь на петлях, очень плотно держится, и может сесть на любого размера голову. Как правило, делается из натуральных волос, сетка-основание, которую видно на фотографиях, почему-то не срезается, и никого это, кроме меня, не волнует. На ибее стоимость кацуры примерно от 300 долларов и выше.
Почти все традиционные японские прически и парики имеют основание роста волос у лба в форме сердца и достаточно низкую посадку. Наверно это красиво и поэтично, но определений не нашла, кроме одного описания "у идеальной японки голова должна была быть мягкой грушевидной формы и сужаться кверху, рот и нос должны были быть маленькими, а глаза – напоминать узкие чёрточки".
Сейчас нихонгами на собственных волосах делают только ученицы гейш - майко, сами гейши используют парики, и этот переход закреплен в обряде инициации. Кацуру используют и невесты для быстрого создания традиционного образа.
В начале XVII века у женщин возникла прическа в стиле шимада, состоящая из различных видов пучков, этот стиль сохранился до сих пор. На затылке разными способами формируется главный пучок магэ, который у зрелых дам может опускаться ниже. На моем парике прическа така-шимада, традиционная для гейш и невест, и украшенная пятью кандзаси.
Видно, как сразу лет на десять меня состарили и цвет волос, и низкий лоб, и широкие пряди. Удивительно, как я здесь похожу на свою маму, которая хоть и не японка, но красит волосы в черный цвет и носит такую прическу ежедневно (сестры потешались, глядя на эти снимки). А я так старательно всю съемку вытягивала шею, но все равно остается полное ощущение, что шея и голова у меня похожи на черепашьи, выглядывающие из кимоно, как из панциря.
Замок Ридзе
Студийный портрет
В 17.20 Икегами-сан делает мне последние традиционные портреты. При съемке в кимоно надо показать его красоту и богатство. И Икегами-сан один из немногих профессионалов, который очень много времени уделяет классическому фотографированию клиента в кимоно. Существует, как минимум, два фотографических ракурса для этого.
Модель спереди: На первом снимке кажется, что я очень непринужденно стою, на самом деле, поза не очень удобная, но мне нельзя двигаться. Подол моего кимоно не слишком длинный, поэтому здесь не видно, что Икегами-сан тщательно расправлял его по полу, иногда туда подкладываются каменные бруски. Рукава тоже расправлены и в нижнюю висящую часть для утяжеления и сохранения формы вложены картонки. Затем меня поставили так, чтобы получилась Х-образная фигура, изгиб руки, а так же полы и длинные части рукавов, наклон тела - всё параллельно друг другу, либо линии перетекают.
Следующий кадр со спины, чтобы опять-таки оценить рисунок кимоно, бант, прическу, а так же мою остеохондрозную шею. Рука "непринужденно" держит раскрытый веер. Обратите внимание, как сиренево-оранжевая линия рисунка на левом рукаве почти перетекает в рисунок на спине.
На фоне нарисована цветущая ветка сакуры - традиционный японский мотив.
Вечер
Послесловие
Но мне не суждено было приехать в Хиросиму, создание новой студии в центре города требовало больших денег, и случилась тяжелая болезнь главного босса, поэтому "Кики-веддинг" продолжает существовать в прежнем режиме с одним фотографом Икегами-сан. А Надя-сан ушла оттуда и теперь самостоятельно фотографирует, ее работы можно найти здесь. Хочу сразу поблагодарить всех людей, благодаря которым эта поездка состоялась. Было очень трудно, но для меня это стало бесценным, интересным опытом. И конечно я хочу вернуться в Японию, чтобы посмотреть города, вулкан Фудзияму, цветение сакуры и настоящих киотских гейш. Оно-сан, Икегами-сан, Надя-сан, Татеищи-тенчо, Мичино-тенчо и другие, аригато годзаймас за всё!
Пока пишется новый пост о традиционном венчание на острове Мияджима, фотографии оттуда вы можете посмотреть здесь.